6. ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ | Ноябрь 08, 2011,19:51
Экзаменационный материал по МХК - 9 класс 2011-2012 г.
Единство мировой культуры.
Как в экономике и политике, так и в сфере духа, в культуре мир стремится к единению. При всем многообразии культуры, повсюду культура выступает как генеральная черта всего человечества. Пожалуй, нет ничего многоцветнее, чем культура. В языке, символах, традициях, привычках, предрассудках, особенностях межличностного общения, гастрономических вкусах. Мировая культура во времени и пространстве пестра, неисчерпаема в своих единичных проявлениях, поражающе богата формами, многообразна. Конкретно-историческое понимание культуры опирается на признание единства и многообразия социокультурного процесса. Что же делает единым целым мировую культуру? Несмотря на то, что европейцы и китайцы, африканцы и индийцы используют одни и те же машины и они произошли от одних и тех же кроманьонцев и все принадлежат к одному и тому же биологическому виду, у них сложились совершенно разные традиции и разные шкалы ценностей. Оказывается, существуют подлинно всеобщие основания того целого, которое называется мировой культурой. Фундаментально общим, сущностно связывающим всю человеческую историю, делающим мировую культуру истинно целым генетически, исторически (диахронно) и системно-структурным (синхронно) является цивилизационная деятельность людей, которую можно назвать «материнским лоном истории». В общем, человеческая деятельность определяет общность генезиса, функционирования и закономерного развития всей мировой культуры. Вместе с тем многообразные формы культуры, как бы ни были они разительно не похожи друг на друга, являются порождением одного и того же корня, тождественны в своей сущности как способы единой человеческой деятельности. Итальянцы сказали «Весь мир есть одна страна». Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур народов, населяющих нашу планету.
Низменное в искусстве.
НИЗМЕННОЕ - категория эстетики, которая служит для определения и оценки уродливых явлений действительности, недостойных, порочных действий отдельных людей или общественных классов. К низменному относится все то, что противоречит представлениям о подлинной красоте, требованиям высоких моральных принципов, возвышенным помыслам, идеалам и делам человека.
Основа для проявления низменного в условиях классового общества заложена уже в самом социальном и политическом строе, узаконивающем эксплуатацию человека человеком. В социалистическом обществе низменное связывается с пережитками прошлого в сознании и поведении людей: проявление разного рода частнособственнических инстинктов, тунеядство, стяжательство, клевета и т. д.
Разоблачение низменного всегда было одной из благороднейших задач прогрессивного искусства. Те проявления низменного, которые выражаются в отрицательных качествах, не выходящих за рамки мелких пороков отдельных людей, как правило, бичуются смехом в произведениях комического жанра. Подавляющее большинство комических персонажей таит в себе, в той или иной степени, черты низменного. Это Хлестаков ("Ревизор" Н. В. Гоголя), Репетилов ("Горе от ума" А. С. Грибоедова) и т. п.
Когда же низменное достигает размеров социального зла, искусство изображает его в плане сатиры, а иногда даже в плане гротеска. Таковы, например, образы Иудушки Головлева в "Господах Головлевых" М. Е. Салтыкова-Щедрина, Расплюева и Варравина в "Трилогии" А. В. Сухово-Кобылина; таков Чичиков в "Мертвых душах" Н. В. Гоголя и т. п. Низменное может послужить поводом и даже причиной трагического конфликта (В. Шекспира "Отелло").
Героический эпос народов мира.
Эпос (др.-греч. πος — «слово», «повествование») — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее героев-богатырей. Самый знаменитый из них — «Песнь о Роланде» — была записана во Франции в начале 12 века. В ней рассказывается о героической гибели отряда Роланда во время отступления Карла Великого из Испании. Роланд наделён чертами рыцаря: он справедлив, всеми любим, великодушен, смел, совершает подвиги и гибнет, чтобы не нарушить клятву.
Свой род не посрамлю я никогда.
Лишь двадцать тысяч мне прошу вас дать.
Ведите с миром остальных в наш край:
Пока я жив, никто не страшен вам.
Пускай не скажет обо мне никто,
Что от испуга позабыл я долг.
«Песнь о Нибелунгах». Запись этой поэмы сделана около 1200 года в Германии. В ней герои совершают богатырские подвиги не для защиты родины от захватчиков, а ради личных, семейных или племенных интересов. Показана воинская удаль, смелость и сила рыцарей.
Но по-настоящему красивые эпосы живут до сих пор и помнятся в памяти людей. ГЛАВНЫЕ ГЕРОЙ РУССКОГО ЭПОСА: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Былины –отражали события истории русского народа. Древнее название былин на русском севере – «старина». Самым знаменитым героем былин был Илья Муромец, а наиболее известным его подвигом - победа над Соловьем Разбойником (Змеем Рогатым Соколом белорусских песен). Этот Соловей свил гнездо на девяти дубах и своим чудовищным свистом губил путников. Илья пленил его и привез в Киев, где и разрубил на мелкие кусочки. По-настоящему красивые эпосы живут до сих пор и помнятся в памяти людей.
Понятие о видах искусства.
Искусство — это сфера деятельности людей, которая направлена на художественное освоение мира. Виды искусства — это исторически сложившиеся формы творческой деятельности. Это:
- изобразительное искусство (раскрывает многообразие мира с помощью красок);
- литература (включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове);
- музыка (звучание человеческого голоса, разнообразные тембры, инструменты);
- архитектура и прикладное искусство (материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные нужды людей). Виды искусства делятся на группы:
1. пластические виды искусств. (пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.)
2. временные виды искусств. (Музыка, Литература).
3. синтетические искусствами –(Хореография, Театральное искусство, Киноискусство).
Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры, есть внутренние разновидности. Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо само деление искусства на виды связано прежде всего с особенностями человеческого восприятия мира.
Художественный образ в искусстве.
Художественным образом называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ – это образ созданный автором с целью полно раскрыть описываемое явление действительности. В отличии от литературы и кино, изобразительное искусство не может передать движение и развитие во времени, но в этом есть и своя сила. В неподвижности живописного образа скрывается огромная сила, которая дает увидеть, пережить и понять именно то, что в жизни проноситься, не останавливаясь, лишь мимолетно и отрывочно касаясь нашего сознания. Художественный образ создается на основе средств: изображение, звук, языковая среда, — или комбинации нескольких. В х. о. осваивается и перерабатывается творческой фантазией, воображением, талантом и мастерством художника специфический предмет искусства - жизнь во всем её эстетическом многообразии и богатстве, в ее гармонической целостности и драматических коллизиях. X. о. представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, опосредствованного и непосредственного, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, внутреннего (закономерного) и внешнего, целого и части, сущности и явления, содержания и формы. Благодаря слиянию в ходе творческого процесса этих противоположных сторон в единый, целостный, живой образ искусства художник получает возможность достигнуть яркого, эмоционально насыщенного, поэтически проникновенного и в то же время глубоко одухотворенного, драматически напряженного воспроизведения жизни человека, его деятельности и борьбы, радостей и поражений, поисков и надежд. На основе этого слияния, воплощаемого при помощи специфических для каждого вида искусства материальных средств (слово, ритм, звукоинтонация, рисунок, цвет, свет и тень, линейные соотношения, пластика, пропорциональность, масштабность, мизансцена, мимика, киномонтаж, крупный ^ план, ракурс и т. д.), создаются образы-характеры, образы-события, образы-обстоятельства, образы-конфликты, образы-детали, выражающие определенные эстетические идеи и чувства. Именно о системой X. о. связана способность искусства осуществлять свою специфическую функцию - доставлять человеку (читателю, зрителю, слушателю) глубокое эстетическое наслаждение, пробуждать в нем художника, способного творить по законам красоты и вносить красоту в жизнь. Через эту единую эстетическую функцию искусства, посредством системы X. о. проявляются его познавательное значение, мощное идейно-воспитательное, политическое, нравственное воздействие на людей.
Идут по Руси скоморохи.
В 1068 году впервые упоминаются в летописях скоморохи. Образ, который возникает в голове – ярко раскрашенное лицо, смешная непропорциональная одежда и обязательный колпак с бубенчиками. Если еще подумать, то можно представить рядом со скоморохом какой-нибудь музыкальный инструмент, вроде балалайки или гуслей, не хватает еще медведя на цепи. Впрочем, такое представление вполне оправдано, ведь еще в четырнадцатом веке именно так изобразил скоморохов монах-переписчик из Новгорода на полях своей рукописи. Истинных скоморохов на Руси знали и любили во многих городах – Суздале, Владимире, Московском княжестве, по всей Киевской Руси. Скоморохи прекрасно плясали, раззадоривая народ, превосходно играли на волынках, гуслях, стучали в деревянные ложки и бубны, дудели в гудки. Народ называл скоморохов «веселыми молодцами», сочинял про них истории, пословицы и сказки. Однако, несмотря на то, что народ приветливо относился к скоморохам, более знатные слои населения – князья, духовенство и бояре, на дух не переносили веселых насмешников. Это было связано как раз с тем, что скоморохи их с удовольствием высмеивали, переводя в песни и шутки самые неблаговидные дела знати и выставляя простому народу на посмешище. Скоморошье искусство стремительно развивалось и вскоре скоморохи не только плясали и пели, но также становились актерами, акробатами, жонглерами. Скоморохи стали выступать с дрессированными животными, устраивать кукольные спектакли. Однако, чем больше высмеивали князей и дьячков скоморохи, тем больше усиливались гонения на это искусство. Новгородских скоморохов стали притеснять по всей стране, некоторые из них хоронились в глухих местах под Новгородом, кто-то уезжал в Сибирь. Скоморох – это не просто шут или клоун, это человек, который разбирался в социальных проблемах, и в своих песнях и шутках высмеивал людские пороки. За это, кстати, на скоморохов и начались гонения в эпоху позднего средневековья. Законами того времени предписывалось скоморохов сразу смертельно избивать при встрече, и они не могли откупиться от экзекуции. Постепенно все скоморохи на Руси повывелись, а вместо них появились бродячие шуты из других стран. Английских скоморохов называли вагантами, немецких скоморохов – шпильманами, а французских – жонгерами. Искусство бродячих музыкантов на Руси сильно изменилось, но такие изобретения, как кукольный театр, жонглеры и дрессированные животные остались. Точно также, как и остались бессмертные частушки и былинные сказания, которые сочиняли скоморохи.
Художник и окружающий мир.
Все мы ходим по одной Земле. Греемся одним Солнцем. Мокнем под одним и тем же Дождем. Наша жизнь полна повседневных забот, мы все куда-то спешим, нам постоянно не хватает времени. И окружающий мир постепенно становится для нас обыденным, порой серым и будничным.
Но вот приходит Он - Художник. Со всей щедростью своего таланта он помогает нам раскрыть глаза на то, что всегда рядом с нами. И мы в невольном восхищении замедляем шаг, чтобы насладиться незатейливой красотой полевых цветов, проникнуться легкой грустью ромашек в белоснежной вазе, нас зовет в даль синь неба, очаровывает первозданный свет одинокой луны, мокрый от дождя осенний парк представляется райским уголком. И в сердце просыпается Любовь, о существовании которой мы начинаем забывать, в душе поселяется Праздник, а память подсказывает: "А ведь я это тоже видел, мне это так знакомо, это - мое!" Каждая работа задевает за живое, играет на струнах нашей души и мы становимся соучастниками какой-то беспредельной радости, какой-то непонятной грусти. А ведь так важно для человека знать и чувствовать все то богатство, которое переполняет душу его. Чувствовать и уметь радоваться этому. Только настоящий художник может уловить все нюансы красоты, что нас окружает, и только щедрый человек может дарить людям все самое ценное и неповторимое - свои чувства. Русский художник оперирует цветом как музыкант нотами. Картина - это наглядная симфония, в которой ни один звук не должен вызывать диссонанса. В картинах русских художников все подчинено ритму, как основополагающей силе воздействия. Многие русские художники видят окружающую действительность через такую призму: сюжет картины не главенствует в произведении, а только помогает ему своим настроением. Динамика развития драпировок, лучи света скользящие по плоскостям предметов, ритмы рук – все создает в произведении причудливый орнамент, с акцентами и вырванными из действительности знаками. Мы видим как картина превращается в замысловатый ребус, который интересно раскрывать. Дальнейшее развитие искусства ставит очень много серьезных вопросов. Нужна честность перед самим собой, и внутренняя смелость. В русской школе живописи очень сильные традиции, когда способы самовыражения ,как акты сами для себя, справедливо не находят поддержки в русской художественной среде.
Религиозные праздники и обряды народов мира.
Основой верований разных народов было представление о том, что вся окружающая природа наполнена душами и духами. Народы представляли землю в виде мифического животного: лося, рыбы, дракона. Символизировать землю, тайгу, море, скалы стали многочисленные и могущественные духи-хозяева местности. Несмотря на общую основу верований в духовной культуре разных народов можно отметить и некоторые особенные моменты. Огонь, как даритель тепла, пищи, жизни, являлся для всех народов священным понятием и с ним связана до сих пор масса запретов, ритуалов и верований. Практически вся жизнь аборигена была раньше наполнена ритуалами либо задабривающими добрых духов, либо защищающими от злых духов. Общими в своей основе были обряды жизненного цикла. Родители защищали от злых духов жизнь еще не родившегося ребенка и впоследствии до момента, когда человек может сам либо при помощи шамана позаботиться о себе. Жизнь взрослого человека также была обставлена многочисленными табу, ритуалами и обрядами. Похоронные обряды были направлены на то, чтобы максимально обеспечить безбедное существование души покойного в загробном мире. Для этого было необходимо соблюдать все элементы похоронного ритуала и снабдить покойного необходимыми орудиями труда, средствами передвижения, определенным запасом продуктов, которого душе должно было хватить для путешествия в загробным мир. Все вещи, оставляемые с покойным, намеренно портились для того, чтобы освободить их души и для
Еще одним важным праздником нанайцев, удэгейцев и орочей был медвежий праздник, как наиболее яркий элемент культа медведя. По представлениям этих народов медведь являлся их священным родственником, первопредком. Благодаря своему внешнему сходству с человеком, а также природному уму и хитрости, силе медведь с древнейших времен был приравнен к божеству. Праздник проводился в двух вариантах - пиршество после убиения медведя в тайге и праздник устраиваемый после трехлетнего выращивания медведя в специальном срубе в стойбище. На празднике соблюдался ряд половозрастных запретов при еде священного мяса. Определенные части медвежьей туши сохранялись в специальном амбаре. Как и последующее после пира захоронение черепа и костей медведя, это было необходимо для будущего возрождения зверя и, следовательно, продолжения хороших отношений со сверхъестественным родственником. Большую роль играли благодарственные ритуалы в честь добрых духов перед отправлением на промысел и непосредственно на месте охоты или рыбной ловли. Охотники и рыболовы угощали добрых духов кусочками пищи, табаком, спичками, несколькими каплями крови или спиртного и просили помощи, чтобы повстречался нужный зверь, чтобы не сломалось копье или хорошо сработала ловушка, чтобы не сломать ногу в буреломе, чтобы не перевернулась лодка, чтобы не повстречаться с тигром.
Возвышенное в искусстве.
Возвышенное - эстетическая категория, выражающая сущность явлений, событий, процессов, обладающих большой общественной значимостью, оказывающих влияние на жизнь людей, на судьбы человечества. События и явления, оцениваемые как В., эстетически воспринимаются человеком как противостоящие всему низменному и обыденному. В. вызывает в человеке особые чувства и переживания, поднимающие его над всем ничтожным и посредственным, ведет его на борьбу за высокие идеи. В. тесно связано с прекрасным, тоже являясь воплощением передового эстетического идеала. Особенностью В. (по сравнению с прекрасным) является его принципиальная нацеленность на познание безграничных возможностей и на осуществление грандиозных задач, открывающихся перед человеком в процессе освоения им окружающего мира. Идеалистические теории ищут источник В. в субъекте или в идеях божественной бесконечности, вечности и т. д. Марксистская эстетика видит основу В. в объективной действительности и в отношении человека к ней, направленном на ее революционное преобразование, а само В. рассматривает как концентрированное выражение красоты человеческого подвига, величия достижений творческого труда. В этом смысле В. близко категории героического. Возвышенное обладает особой силой эмоционального воздействия на человека. Искусство всегда высоко ценило способность возвышенного потрясать душу человека. Образ фараона или вельможи призваны были вселить в душу зрителей робость, ничтожность простого смертного, не случайно они объявлялись посланцами бога на земле. Реалистическое искусство утверждает величие реального человека и возбуждает у людей веру в великие возможности человека, желание подражать герою, стать ему равным. Разные жанры искусства обладают различной способностью показать возвышенное. Если трагедия немыслима без возвышенного героя, то комедия изображает обычно такие моменты, в которых нет места возвышенному. Если в живописи исторический, батальный жанры требуют возвышенного, то в бытовом жанре, портрете и пейзаже возвышенные образы отнюдь не обязательны.
Карнавал.
Карнавал (от лат. car val- «корабль шутов») — праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями. Аналогичен славянской Масленице. Распространен в католических странах и восходит к языческим обычаям Римской империи. Сопровождается массовыми народными гуляньями, уличными шествиями и театрализованными представлениями. Карнавал появился в IX—X в. Первые карнавалы появились в Италии, где раньше всего появились большие независимые города. Затем появились карнавалы во Франции, позже всего — в Германии: Майнц, Дюссельдорф и Кёльне. Народно-праздничные формы обычно составляли вторую, неофициальную половину праздника, тогда как первая была связана с выполнением определённых церковных ритуалов. Лишь в XVIII и XIX вв. они разделились, и карнавал стал существовать как один из видов массовых развлечений. Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Ведущий его мотив — изобилие, происходящее от древнейших праздников урожая. Оно может быть выражено в огромных кучах сельскохозяйственных продуктов, цветов, кушаний, которыми кормят всех желающих. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города. Самый знаменитый карнавал в мире проводится в Рио-де-Жанейро. На этот праздник в Бразилию съезжаются туристы со всего мира. В городах Германии карнавал связан со множеством ритуалов. Карнавал там является завершением «пятого времени года», которое начинается 11 ноября в 11 часов 11 минут (11.11. 11:11). Затем создаётся карнавальный комитет, который выбирает принца, крестьянина и девушку (Prinz, Bauer und Jungfrau). Всё трое всегда играются мужчинами. Вершина карнавала — карнавальное шествие в первый понедельник поста. В каждом городе карнавал развивался по определённому сценарию, сложившемуся за многие годы. Во главе карнавала обычно стояли городские купеческие корпорации. Например, устроителем масляничного карнавала в Нюрнберге традиционно являлась корпорация мясников, а во Франции — виноделов.
Трагическое в искусстве.
Трагическое — философская категория в искусстве, характеризующая возникновение страданий и переживаний героев произведений в результате их свободной воли или предначертаний судьбы. Зритель сопереживал и сострадал герою трагедии. В общем смысле, трагическое характеризуется борьбой нравственного идеала с объективной реальностью. Каждая эпоха вносит свои черты в трагическое и подчеркивает определенные стороны его природы.
Грекам удавалось сохранить занимательность своих трагедий, хотя и действующим лица, и зрителям часто сообщалось о воле богов или хор предрекал дальнейшее течение событий. Смысл трагедии заключался в характере поведения героя. Гибель и несчастья трагического героя заведомо известны. Герой античной трагедии не в силах предотвратить неотвратимое, но он борется, действует, и только через его свободу, через его действия и реализуется то, что должно произойти. Таков, например, Эдип в трагедии Софокла «Эдип-царь». Такова и Антигона - героиня другой трагедии Софокла. В отличие от своей сестры Исмены Антигона не подчиняется приказу Креонта, под страхом смерти запрещающего похоронить ее брата, который сражался против Фив. Ромео и Джульетта Шекспира несут в себе обстоятельства своей жизни. Эпоха Возрождения по-своему решала проблемы любви и чести, жизни и смерти, личности и общества, впервые обнажив социальную природу трагического конфликта. Трагедия в этот период открыла состояние мира, утвердила активность человека и свободу его воли. Для того чтобы трагизм перестал быть постоянным спутником социальной жизни, общество должно стать человечным, прийти в гармоничное соответствие с личностью. Стремление человека преодолеть разлад с миром, поиск утраченного смысла жизни.
Трагическое искусство выявляет общественный смысл жизни человека и показывает, что бессмертие человека осуществляется в бессмертии народа. Важная тема трагедии - «человек и история». Характер трагического героя выверяется самим ходом истории, ее законами. Тема ответственности личности перед историей глубоко раскрыта в «Тихом Доне» М. А. Шолохова. Характер его героя противоречив: он то мельчает, то углубляется внутренними муками, то закаляется тяжкими испытаниями. Трагична его судьба. В музыке новый тип трагедийного симфонизма разработан Д. Д. Шостаковичем. Если в симфониях П. И. Чайковского рок всегда извне вторгается в жизнь личности как мощная, бесчеловечная, враждебная сила, то у Шостаковича подобное противостояние возникает лишь однажды - когда композитор раскрывает катастрофическое нашествие зла, прерывающее спокойное течение жизни (тема нашествия в первой части Седьмой симфонии).
Особенности храмового зодчества.
Издавна на Руси было развито деревянное зодчество-искусство постройки различных зданий. Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости. Русское деревянное зодчество имело свои традиции. Для него была характерна многоярусность строений, увенчание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек-клетей, переходов, сеней. Художественная резьба по дереву украшала деревянные строения. Каменное строительство началось на Руси в конце Х века после принятия христианства. Первым каменно-кирпичным храмом стала церковь Богородицы в Киеве в 989. Все основные постройки на Руси ставились плотниками, т.к. они были деревянными, поэтому первые христианские храмы на Руси возводились византийскими зодчими. В западной части храма располагалось предхрамие, церковные сени. Во время богослужения здесь было положено находиться кающимся и оглашенным (кого готовили к принятию крещения и обучали (гласом) основам веры). Древнейшим, хорошо сохранившимся памятником древнерусской архитектуры является Киевский Софийский собор. В Киеве возводятся Золотые Ворота, церковь Богородицы, Юрьев монастырь.
Весь русский Север можно назвать музеем - заповедником под открытым небом. Ярким примером деревянного зодчества является Кижский погост на Онежском озере, Витославлицы в устье Волхова на Ильмень-озере, Суздаль.
Самая старинная постройка Кижей – Лазоревская церковь – 16 век. В ансамбль Кижи входит знаменитая 22-х главая Преображенская церковь. Купола этих церквей выполнены в технике лемеха, как рыбья чешуя. Все здания построены народными мастерами- плотниками из сосны, без гвоздей. София новгородская – 1045 году 5 купольная. Успенский собор Владимира 5 купольный, 1185 год, Дмитриевский собор во Владимире украшенный каменной резьбой (1200 изображения). Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году князем Андреем Боголюбским, является символом гармонии в архитектуре. Вся архитектура до 18 века была храмовая. В основе лежит крестово-купольная система.
Комическое в искусстве.
Каждый человек знает, что трагическое — это горе и страдание, а комическое — веселье и смех. Но в жизни горе и радость, слезы и смех соседствуют, идут рука об руку. Казалось бы, что может быть трагичнее и суровее войны? Но жить даже в это время без веселья и шутки люди не могли. Не только в особых обстоятельствах уживаются смех и слезы. В обычной жизни человек, кажущийся смешным, может страдать и мыслить, быть несчастным. Трагедия жизни поэта Сирано де Бержерака, блестящего, остроумного, храброго человека, произошла из-за того, что у него был непомерно большой нос. За смешной и нелепой его внешностью не всегда и не все могли разглядеть подлинную сущность Сирано. Он подвергался насмешкам, сам остроумнее других высмеивал свой недостаток, но глубоко страдал. Трагическое и комическое в жизни существуют не в чистом виде, а превращаясь одно в другое, сочетаясь между собой, и контраст, который возникает между ними, еще более усиливает грани того и другого. Чередуя трагическое и комическое в искусстве, учитывают, как воспримет его человек. Как бы сильно ни страдал чеовек, он остается человеком. Он не может без конца страдать. Горе и боль притупляются. То же происходит и в искусстве. Люди, воспринимающие его, не могут в течение нескольких часов с одинаковым напряжением смотреть и переживать трагедию. И чтобы добиться необходимого накала чувств, им как бы дают передышку, которая подготовит их к трагедии и сделает ее восприятие более сильным. Связь траги-ого и комического не случайна. Она возникает из-за сложностей самой жизни, где переплетены смех и слезы. Но каждая из этих категорий имеет свои особенности. Трагическое — это горе, страдание, гибель, ужасное в жизни человека, а комическое — это веселье, радость и смех. А веселье, радость и смех любят все. Все помнят и смотрели фильмы с участием трех комедийных актеров: Ю. Никулина, Г. Вицина и Е. Моргунова. Каждый из них создал определенный тип: нагловато-простодушного Балбеса играет Ю. Никулин, жеманного меланхоличного Труса — Г. Вицин и самодовольного тупицу Бывалого Е. Моргунов.Важным условием приобретения лексическими единицами комической окраски является комическая среда, неожиданная связь слова в тексте с другими словами и выражениями. Комическая природа метафор, эпитетов, сравнений, та легкость, с которой они превращаются в средства комического, открывает широкие возможности перед мастерами сатиры.
Дом – жилище человека.
В течение своей эволюции люди использовали разные виды жилищ. В первую очередь жилища служили для защиты человека от внешних погодных условий и живого природного мира, который угрожал человеку в течение всего его существования. В роли первых жилищ у людей выступали пещеры и землянки. Землянка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй. Человек развивался, продолжительность его жизни увеличивалось, человек спускался с гор на равнины, - где практически не было никаких жилищ. Именно это вынудило первобытного человека начать строительство домов из различных подходящих для этого материалов. Люди занимались строительством домов из дерева, камней и т.д. . Впервые жилые дома начинают возводить в Древнем Риме.
Характер жилищ определяют географическое положение, условия и образ жизни народа. В крупных городах Рима начали возводить и первые многоэтажные дома – инсулы. Имели обычно от четырёх до семи этажей.
. В Гренландии, на Аляске и в Арктике до сих пор люди живут в снежном доме – иглу. Иглу представляет собой куполообразную постройку диаметром 3—4 метра и высотой около 2 метров. Свет в иглу проникает прямо через снежные стены. Внутреннее помещение обычно застилается шкурами, иногда шкурами покрываются и стены. Яранга — переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России. Чум — конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространённая по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов. Юрта — переносное жилище у кочевников. Юрта - переносное жилище у кочевников.
Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа. Японский дом – это деревянный каркас с тремя подвижными стенами и одной неподвижной. Стены не несут функций опоры, поэтому они могут раздвигаться или даже сниматься, служить одновременно и окном. Современный человек продолжает строительство домов практически из тех же материалов. Просто в качестве камней выступают кирпичи, бетонные плиты и т.д. Деревянные дома издавна ценятся во всем мире. В нем летом не жарко, а зимой не холодно. В то время как в кирпичном доме необходимо все лето пользоваться кондиционером, а зимой отапливать жилье дополнительными обогревателями.
Литература как искусство слова.
Язык художественной литературы несет в себе огромное эстетическое начало, поэтому автор художественного произведения определяет речевую норму, является творцом языка. Художественная речь вбирает в себя самые разные формы речевой деятельности. На протяжении многих веков язык художественной литературы определялся правилами риторики и ораторского искусства. Речь (в том числе и письменная) должна была быть убедительной, производящей впечатление; отсюда характерные речевые приемы - многочисленные повторы, «украшательства», эмоционально окрашенные слова, риторические(!) вопросы и т.п. Авторы соревновались в красноречии, стилистика определялась все более жесткими правилами, а сами литературные произведения часто наполнялись сакральным смыслом (особенно в Средневековье). В результате к XVII веку (эпоха классицизма) литература оказалась доступна и понятна довольно узкому кругу образованных людей. Разговорная речь связана с общением людей в их частной жизни, поэтому она проста и свободна от регламентации. В XIX – XX вв. литература в целом осознается писателями и учеными как своеобразная форма разговора автора с читателем, недаром обращение типа «мой любезный читатель» ассоциируется, прежде всего, именно с этой эпохой. Художественная речь нередко включает в себя также письменные формы внехудожественной речи (например, дневники или мемуары), она легко допускает отклонения от языковой нормы и осуществляет новации в сфере речевой деятельности (вспомним, хотя бы, словотворчество русских футуристов). Сегодня в художественных произведениях можно встретить самые современные формы речевой деятельности – смс-цитаты, отрывки из электронных писем и многое другое. Более того, часто смешиваются разные виды искусства: литература и живопись/архитектура (например, сам текст вписывается в определенную геометрическую фигуру), литература и музыка (к произведению указывается саундтрек – явление, несомненно, заимствованное из культуры живого журнала) и пр. Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов в переносном значении. Например: работа кипит (т.е. проявляется в сильной степени, как кипящая вода). Слова, которые использует писатель в переносном значении, называются тропами (это греческое слово в переводе – «образ, поворот, оборот»). Среди тропов наиболее часто встречаются и используются: Эпиты, Сравнения, Метафоры. МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений (другими словами – неназванное сравнение). Метафора создает образ, который передается читателю или слушателю. Термином “литература” обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением. Различают литературу техническую, научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном и более строгом смысле литературой называют произведения художественной письменности.
Искусство византийской мозаики.
Византийское искусство — это историко-региональный тип искусства, входящий в исторический тип средневекового искусства.
Мозаика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Византийская мозаика – это в первую очередь мозаика храмовая, трактовка образов по сравнению с римской мозаикой утратив трепетную реалистичность, становится более условной. Это связано с тем, что объектом изображения становятся не конкретные люди и предметы, а христианские святые, чей образ не был столь известен и конкретен, как их дела. Византийские мастера не копировали мир, как мастера античности, а моделировали его по подобию реального.
Византийские мозаики – это в первую очередь монументальные полотна. Это купола, ниши и стены, составляющие пространство храма, объем которых исчислялся сотнями и тысячами квадратных метров. Отсюда и масштабность изображений и монументальность композиций и характер кладки. Византийская кладка с ее бархатистостью и живой неровностью рассчитана на восприятие с большого расстояния. В то время, как римские мозаики решавшие светские задачи украшения меньших по размеру помещений, частных вилл или общественных зданий носили в большинстве своем камерный характер.
Именно в Византии мозаика становится техникой империи. И это искусство еще до иконы становится на службу христианства. Дальнейшее развитие мозаики начиная с Византии теперь будет прочно связано с христианством. Идея божественности образов и мира изображенного на стенах храом в определила и материал, используемый для набора мозаик – смальты. Если римские мозаики зачастую делались из различных пород мрамора (иногда с добавлением цветного стекла), то византийские мозаики как правило смальтовые. Высочайшим расцветом мозаического искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым.
Художественный образ в литературе.
Художественный образ – одна из основных категорий эстетики, которая характеризует присущий только искусству способ отображения и преобразования действительности. Образом также называется любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Художественный образ не только отражает, но прежде всего обобщает действительность. Специфика художественного образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. При помощи своей фантазии, вымысла автор преобразует реальный материал: пользуясь точными словами, красками, звуками, художник создает единичное произведение. Художественный образ представляет собой не только изображение человека – он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает. Так, в художественном произведении человек изображается во взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому здесь можно говорить не об одном образе, а о множестве образов. Любой образ – это внутренний мир, попавший в фокус сознания. Вне образов нет ни отражения действительности, ни воображения, ни познания, ни творчества. Образ может принимать формы чувственные и рациональные. Образ может быть основан на вымысле человека, может быть фактографичным. Художественный образ может воздействовать на чувства и разум. Художественный образ с одной стороны – ответ художника на интересующие его вопросы, с другой стороны порождает новые вопросы, порождает недосказанность образа его субъективной природой. Он дает максимальную емкость содержания, способен выражать бесконечное через конечное, он воспроизводится и оценивается как некое целостное, даже если создан с помощью нескольких деталей. Образ может быть эскизным, недоговоренным. Художественный образ – это сложный феномен, который включает в себя индивидуальное и общее, характерное и типичное.
Искусство книжной миниатюры Востока.
Слово «миниатюра» происходит от латинского minium (красная краска, применявшаяся в оформлении рукописных книг). Своими корнями искусство миниатюры уходит в глубокую древность. Всюду, где существуют книги, существует и искусство книжной иллюстрации. Книжная миниатюра – не просто дополнение к тексту, она превращает рукопись в единое вербально-визуальное пространство. Иллюминированные рукописи оказали существенное влияние на другие виды искусства: византийские и западные раннесредневековые миниатюры, перенося из манускрипта в манускрипт композиционные и иконографические решения, сыграли огромную роль в появлении романской скульптуры. В мусульманском и иудейском искусстве только в миниатюре было возможно фигуративное изображение человека – тем самым ее культурологическая ценность становится для нас неизмеримо высокой.
Особое место в искусстве мусульманского мира заняла книжная миниатюра. Поскольку в запретах Корана она не упоминалась, на страницах каллиграфических рукописей мы видим изумительно выполненные изображения эпических героев, пиров, лирические и батальные сцены. Стилистика миниатюры вобрала и своеобразно преломила опыт каллиграфии, ювелирного мастерства и ковроткачества: филигранная плоскостная графика рисунка сочетается с красочным узором.
К шедеврам книжной иллюстрации относятся миниатюры Камалад-дина Бехзада к поэме Сзади "Бустан" (1488 г.) и к книге о победах Тимура "Зафар-наме". Несмотря на стилевую условность книжной ми-шгпюры, образы Бехзада сохранили живость непосредственного восприятия.
Тебризскую школу миниатюры в Азербайджане отличает большая декоративность и сложность композиции. Выдающимся ее представителем является Султан Мухаммед, автор иллюстраций к "Хамсе" Джа-ми (конец XV в.). В мусульманской Индии миниатюра обретает чувственную объемность, появляется светотень. Характерный для Индии интерес к человеку породил новый жанр в миниатюре - портретный, с острыми психологическими характеристиками. Местные школы близки к традициям народного лубка и стенным росписям. Миниатюра раджпутской школы обращается к индуистским мифологическим сюжетам.
Азбука архитектуры.
Архитектура - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества. Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность. Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). Выразительные средства архитектуры — композиция, масштаб, пропорции, пластика объемов, цвет материалов, синтез искусств и др. ФУНКЦИОНАЛИЗМ, направление в архитектуре 20 в., требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА- основана на индивидуальном характере зданий (виллы, особняки, загородные отели и т. д.), строительство из естественных материалов, создание единого пространства, связь с окружающей природой. РАЦИОНАЛИЗМ выдвинул требование единства архитектурной формы, конструкции и пространственной структуры.
Музыка в храме. Основой духовной музыки является Библия. ДУХОВНАЯ МУЗЫКА, музыка, связанная с текстами религиозного содержания и предназначенная для исполнения во время богослужения и в бытe. Древнейшая форма духовной музыки - церковная (у христиан) - пение псалмов. Раннехристианская духовная музыка была одноголосной, без сопровождения инструментов. Многоголосие в духовной музыке на Руси складывалось в 17 в. (строчное пение, партесное пение). Русская духовная музыка - вокальная. Под звуки этих напевов было совершено крещение народа в водах Днепра. Одного из первых известных композиторов следует назвать В.П.Титова (1650-1710), певчего дьяка, в течение 20 лет составившего 135 песнопений, около 30 концертов для 4, 8 и 12-ти голосных хоров. М.С.Березовский (1745-1777) получил в Италии звание академика-композитора; П.И.Чайковский (1840-1893) - композитор мировой известности, создал наряду со светскими произведениями высокодуховные и образцовые в музыкальном отношении песнопения: "Литургию святого Иоанна Златоуста", "Всенощное бдение", "Вечер» и др. С.В.Рахманинов (1873-1943) написал "Всенощное бдение" из 17 песнопений, мастерски использовав попевки знаменного распева. Вплоть до 17 в. церковь оставалась гл. центром муз. профессионализма; в рамках церк. культуры были созданы высокие художественные ценности, складывались мн. муз. жанры, развивались теория музыки. Постепенно сформировалась целостная система церк. богослужения с его суточным (гл. служба — обедня), недельным (с центр, воскресным богослужением), годовым (с неподвижными и подвижными праздниками) циклами, или “кругами”. Со временем участие женщин в обществ, богослужебном пении было запрещено; вплоть до кон. 1-го тыс. не допускалось и использование муз. инструментов. На Руси Ц. м. получила распространение вместе с принятием христианства по визант. образцу в кон. 10 в. По системе жанров и составу словесных текстов песнопений рус. Ц. м. была исключительно вокальной. Её певч. жанры отражают сложность и богатство визант. гимнографии: стихира, канон, припевы, славословие, величание, гимн, аллилуарий, псалмы и др. Знаменный распев — основа др.-рус. Ц. м. — господствовал в течение 11—17 вв. (поныне сохраняется у старообрядцев). Развитию хор. пения способствовали 2 хора — государевых певчих дьяков и патриарших певчих дьяков (с 16 в.), на основе к-рых впоследствии были образованы соответственно Придв. певч. капелла в Петербурге и Синодальный хор в Москве. С нач. 19 в. центром духовной музыки стала капелла. Композиторы 19 в. создали многочисл. духовные концерты, служебные песнопения и обработки др.-рус. распевов (А. Ф. Львов, Н. И. Бахметев, П. М. Воротников, Г. Я. Ломакин, П. И. Турчанинов, Н. М. Г.Ф.Львовский). К Ц. м. обращались также М. И. Глинка, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов, А. С. Аренский. Вершиной развития Ц. м. этого времени явились “Литургия Иоанна Златоуста” и “Всенощное бдение” Рахманинова.
Художественный образ в архитектуре.
Художественный образ - форма отражения объективной действительности в искусстве с позиций эстетического идеала. Архитектура не изобразительная, оно созидательная. Этот вид искусства часто называют «летописью мира», «застывшей музыкой», «искусством вписывать линии в небо». Архитектура, или зодчество, - это область материальной и духовной деятельности, имеющая основной задачей создание искусственной среды для жизни и работы людей. Это искусство строить и проектировать здания и сооружения так, чтобы они отвечали своему практическому назначению, были удобны, прочны и красивы. Архитектура окружает человека повсюду и в течение всей жизни: это и жилище, и место работы и отдыха. Это среда, в которой человек существует, но среда искусственно созданная, которая противостоит природе, но в то же время всегда связана с окружающим пространством. Архитектурное искусство требует не только художественного творчества, но и глубоких инженерных познаний, а архитектор должен быть не только художником, но и инженером. В русском языке слово «архитектор» появилось в 17 веке при Петре 1. Ранее на Руси говорили: «палатных дел мастер», «каменных дел мастер», «плотничных дел мастер». На Русском севере умелых мастеров называли плотниками (от слова «плот» - связка бревен). Не степном юге строили из глины, глиняная постройка называлась «здание», а мастеров глинобитного дела стали называть «здатель», или «зодчий». Архитектурный образ — это лицо, общий облик здания, в котором должно выражаться назначение, содержание последнего. Мы говорим часто об образе современного жилого дома. Это значит, что современный нам дом должен иметь в своем облике определенные, характерные черты, которые давали бы правильное представление о его структуре, о жизни в нем, о тех общественных условиях, которые его создали. Каждый конкретно взятый жилой дом должен быть похож именно на жилой дом, а не на сооружение иного назначения. Совершенно то же следует сказать и о прочих зданиях.
Образ каждого здания должен быть эмоциональным и впечатляющим. Архитектура может и должна оказывать воздействие на человека. Совершенно справедливы слова Гегеля, что архитектура — окаменевшая музыка. Здания бывают суровыми и мрачными, замкнутыми и отчужденными от внешнего мира и, наоборот, привлекательными, светлыми, легкими, оптимистичными по своему характеру. Архитектура влияет на наше настроение, увеличивает работоспособность, вселяет в нас чувство приподнятости или же, в противоположность этому, может создавать угнетенное, подавленное настроение. Следует заметить, что работа архитектора над образом не является самодовлеющей задачей. Она должна быть подчинена главному — созданию удобного, в функциональном отношении конструктивно оправданного здания, экономичного в процессе постройки и в процессе эксплуатации. Окружая нас всюду и постоянно, архитектура является могучим средством воспитательного воздействия.
Песня – душа народа.
У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни. Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое. Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен. Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. Такими композиторами были: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский. Из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого. Эти разнообразные виды народных песен и называют жанрами народных песен. Это трудовые, обрядовые, исторические, революционные, шуточные, хороводные, плясовые, прибаутки, детские игровые и былины. Среди народных песен наиболее известные исторические и обрядные. Песня историческая была в кровавых сечах, в походах, по всем дорогам казацкой славы. Отобразила трудную судьбу, высказывая протест против барщины и крепостничества, солдатчины, и унижения. Обрядовые песни - колядки и щедривки - поэтическим словом прославляли трудового человека, отвлекали его мысли от будничных проблем. А весной, когда все оживало вокруг, когда красота природы беспокоила чуткие молодые сердца, над украинскими селами звучали веснянки. В этих песнях объединялась радость с тихой грустью. За весной наступало русальное воскресенье, а дальше - подготовка к свадьбе. Дошли к нашему времени и купальские и жатвенные песни. Они преисполнены бодрым расположением духа, привлекательностью, мечтами о благосостоянии, любовью к природе. Среди народных песен щемят и беспокоят душу лирические песни, которые сопровождают молодых под венец. Среди поэтов-песенников большое слово, безусловно, принадлежит И. Франко, который с молоком матери вобрал в себя любовь, которая проявила себя в его зрелой поэзии. Поэзии сборника каменщика «Увядшая листва» привлекли внимание композиторов и зазвучали на всю страну «Красная калина, чего в лузе гнешься?», «Почему являешься мне во сне?», «Ой ты, девушка, из ореха зерно» и прочие.
Многие стихи Н. Вороного тоже положены на музыку. Его поэзия никогда не оставляла читателей равнодушными. Волшебство стихов Вороного не в словах, а в музыкальности каждой строфы, каждой строки. Эта музыкальность, которая смущает, захватывает, беспокоит. В поэзии В. Сосюры, все будто обычное, размеренное, традиционное. Рассказ плывет тихо, спокойно. А душа переполняется непостижимым чувством, что дух захватывает, когда слышишь эти стихи.
Понятие об архитектурных стилях.
Архитектурный стиль — совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (приёмы построения планов и объёмов композиций зданий, строительные материалы и конструкции, формы и отделка фасадов, декоративное оформление интерьеров; входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития; совокупность главных идейно-художественных особенностей творчества мастера. В архитектуре древнего Египта при строительстве храмов и дворцов сложились определенные традиции. Это строгая симметрия и геометричность форм. Фасад выглядел в виде усеченных пирамид (пилоны), которые обязательно украшались росписями. Готический стиль возник в западно-европейском искусстве в 13 – 14 вв. Этому стилю неизменно характерны вертикальность композиций, их устремленность ввысь, к Богу, виртуозная деталировка, органическая связь архитектуры и скульптуры, стрельчатые (а не полукруглые) арки, обширные интерьеры с огромными прорезными окнами, украшенными многоцветными витражами, пышный декор с широким использованием золотой краски, резьбы по дереву, резной и раскрашенной религиозной скульптуры. “Барокко” в переводе с итальянского звучит как причудливый, странный. Это стиль конца 16 – середины 18 вв. Главными отличительными особенностями этого стиля, которые мы заметили, это грандиозность и пышность фасадов. Здесь вы не увидите симметрии и строгой геометричности. Стены и крыши меняются по высоте, форме, объему. Еще этот стиль отличает богатый декор и множество скульптурных украшений. Классицизм – стиль европейской архитектуры второй половины 18 – начала 19 вв. Формы этого стиля основаны на мотивах античной архитектуры: все здания очень похожи на древнегреческие храмы. Главной отличительной особенностью которых является ордерная система (несущие части: колонна, капитель, база и несомые части: архитрав, фриз, карниз). Фасады отличает строгая планировка и ясность объемов, которые еще украшает скульптура.“Модерн” в переводе с французского означает “новейший, современный”. Это стиль в европейском американском искусстве конца 19 – начала 20 вв. Здесь мы можем увидеть архитектурные элементы разных стилей. Здесь главное – индивидуальность изобретательности архитектора. Архитектурные элементы должны быть не только красивым, но и нести определенные функции. Здесь всегда много использованы стекло и металл. Металлические ограждения имеют вид орнамента с криволинейными очертаниями.
Истоки народной американской музыки.
В любом крупном городе Америки можно послушать джаз, поп- и рок-оркестры, симфонические оркестры, оперную, камерную музыку, блюзы, народную музыку, музыку в стиле кантри или блю грасс и посмотреть музыкальные спектакли. Богатое музыкальное наследие Америки-результат множества различных влияний. Самым сильным было взаимодействие классических европейских традиций с жизненной силой национальных форм.
Первые американские поселенцы привезли с собой на новую родину и свою музыку — народные песни и танцы, псалмы, гимны, а также какую-то музыку для официальных церемоний. Среди всех этих видов музыки преобладала, конечно, религиозная. Первый национальный композитор Америки Фрэнсис Хопкинсон. Из всех форм популярного вокального и театрального музыкального искусства были менестрельские представления. В этих спектаклях, возникших в 20-х годах 19 белые актеры, загримировавшись, имитировали негритянское исполнение песен, баллад и танцев. В этих спектаклях широко использовались самые различные мелодии — от фольклорных до оперных. Музыка передавала привкус американской жизни — быстрый темп, радость жизни, простонародная манера речи, шутки, анекдоты. Среди серьезных американских композиторов этого периода выделяется Эдвард Макдоуэлл. Он пытался привлечь внимание публики к серьезной музыке. Из негритянских мелодий первым обрел значительную популярность рэгтайм, представлявший собой в основном фортепианную музыку. Наиболее выдающимся композитором, писавшим в стиле рэгтайма был Скотт Джоплин. Блюзы, берущие начало в африканских народных песнях и христианской религиозной музыке, представляют собой песни-жалобы с оттенком смиренности, часто — с юмором. Джаз возник, когда музыканты, играющие диксиленд и блюз, усовершенствовали свой исполнительский стиль. Одна из основных особенностей джаза — импровизация. Из первых джазовых исполнителей наибольшее воздействие на развитие джаза оказал трубач Луи Армстронг. В начале 60-х годов 20 века джазовые музыканты, в числе которых был трубач Майлс Дэвис и саксофонист Джон Колтрейн, начали экспериментировать с самыми различными музыкальными заимствованиями. Музыканты стали включать в свою музыку ритмы рок-н-ролла. В 70-х годах джазовые музыканты создали синтез джаза и рока, который стали называть слиянием. К 50-м годам джаз приобрел широкую известность как одно из важнейших культурных достояний Америки. Однако для большинства людей на земном шаре американская музыка — это рок-н-ролл. Впервые он прозвучал в 50-х годах, когда белые музыканты начали играть некую смесь из религиозных мелодий Юга, музыки в стиле кантри, негритянских ритмических мелодий и блюзов. Очень быстро рок-н-ролл превратился для американской молодежи как бы во второй язык. Первым «королем» рок-н-ролла стал Элвис Пресли. И еще одним музыкальным течением юга, быстро завоевавшим популярность, была музыка в стиле кантри.
Язык изобразительного искусства.
Искусство – вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Одним из важнейших специфических признаков искусства является художественная условность – принцип художественной изобразительности, в целом обозначающий нетождественность художественного образа объекту воспроизведения. В современной эстетике различают первичную и вторичную условности – в зависимости от меры правдоподобия образов, открытости художественного вымысла и его осознанности. Особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности – художественный образ. В художественном образе неразрывно слиты объективно-познавательное и субъективно-творческое начала. Художественная специфика образа определяется тем, что он отражает и осмысливает существующую действительность и творит новый, небывалый, вымышленный мир. Чаще всего образом называют действующее лицо или литературного героя, однако это – сужение понятия “художественный образ”. Любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении, является художественным образом. При анализе произведений искусства различают художественные образы разных масштабов: “микрообраз” – мельчайшая единица художественной ткани произведения искусства (тропы в поэзии – метафоры, метонимии, сравнения и т. п.; мелодические попевки в музыке); “макрообраз” – это образ персонажа в романе, пьесе, кинокартине, музыкальная тема в симфонии, образ действия – сюжетный ход; образ произведения искусства в целом; “мегаобраз” – все творчество художника как единый образ мира и человека в мире (мир Шекспира, мир Пушкина, мир Достоевского; мир Моцарта, мир Бетховена, мир Чайковского; мир Рафаэля, мир Нестерова, мир Врубеля и т. д.). Духовно-практическая деятельность художника, непосредственно направленная на создание художественного произведения, называется творческим процессом. В творческом процессе выделяются две тесно связанные друг с другом основные стадии: формирование художественного замысла, который возникает как следствие образного отражения реальной действительности (осмысление художником жизненного материала и мысленное создание общей конструкции будущего произведения, практические поиски образного решения темы); непосредственная работа над произведением (стремление художника добиться оптимальной выразительности образного воплощения своих идей и эмоций, углубить содержание создаваемых образов. Результатом (продуктом) художественного творчества является художественное произведение.
Рождение русской народной драмы.
Под термином «народная драма» можно понимать драмы, созданные «для народа», и драмы, создаваемые «народом». В русском фольклоре элементы Д. н. были представлены очень широко как в так наз. календарной обрядности. В зачаточном состоянии элементы драмы находятся уже в самых обычных деревенских хороводах и хороводных играх. В иных хороводных играх (напр. «По-за городу гуляет царевич-королевич», «Подойду-подступлю я под город каменный», «Вейся ты, вейся, капустка», «Заинька», «Воробушек» и др.) песенный текст является лишь сопроводительным пояснением весьма развитого драматического действия. Наиболее известная русская Д. н., «Царь Максимильян», зарегистрирована свыше чем в двухстах вариантах, зачастую значительно расходящихся друг с другом. Некоторые исследователи, напр. В. В. Каллаш, предполагали, что пьеса эта является драматической переделкой жития мученика Никиты, сына гонителя христиан Максимильяна, подвергшего Никиту мучениям за исповедание христианской веры. В своем первоначальном виде, в начале XVIII века, пьеса «Царь Максимильян» могла восприниматься с политической остротой: в ней современники могли усматривать сатиру на отношение Петра Первого, женившегося на лютеранке и боровшегося со многими традициями церкви, к царевичу Алексею (по пьесе царь Максимильян женится на «кумирической богине»). Вторая по степени распространенности народная русская драма носит разные названия: «Лодка», &